ПН-СБ 10:00–20:00 ВС 10:00–19:00
г. Иркутск Сухэ-Батора 17А
 

Раиса Лобацкая

Литератор, доктор геолого-минералогических наук, профессор Раиса Моисеевна Лобацкая рассказала о свойствах камней, открытии новой кафедры в ИРНИТУ и о том, как ее судьба связана с Иркутском.

 

 

Об Иркутске

Я иркутянка, родилась в Иркутске, всю жизнь прожила в этом городе, о чем ни разу не пожалела. Иркутск, на самом деле, совершенно удивительный, уникальный город, в котором жили очень интересные люди. И каждая волна этих людей, начиная с декабристов, приносили сюда культуру, и на сегодняшний день Иркутск один из самых высоко культурных провинциальных городов. Хотя я считаю, что Иркутск назвать провинцией очень трудно.

 

 

 

 

 

 

С этим городом очень многое связано и в моей личной жизни, и в истории нашей страны, что для меня тоже очень интересно. Но самое главное — в Иркутске уже многие десятилетия продолжается активная художественная жизнь. Последнюю четверть века из всех своих многочисленных увлечений я выделяю живопись, я очень ценю иркутских художников, и счастлива, что они не только мои современники, но многие из них мои друзья.

Не скажу, что никогда не было желания уехать из Иркутска, это не совсем так. Потому что в некоторые моменты морально тяжело жить в нашей стране, когда видишь, что ни культура, ни наука, ни образование никому не нужны и, конечно же, возникает желание что-то поменять. Я не жалею о том, что я ни разу не поддалась этому искушению. Работа с молодежью говорит о том, что это правильное решение. Молодежь изменит ситуацию, и будут интересны, культура, искусство, образование, наука.

 

 

О работе

По специальности я геолог, окончила Иркутский государственный университет, который давал такие фундаментальные знания, что за всю жизнь меня не покинули. Я доктор геолого-минералогических наук, но так случилось, что за свою жизнь я много раз меняла свои увлечения и делала их профессией. Примерно 25 лет назад такое свое увлечение искусством, камнем, минералами, я сделала уже основной профессией.

Знания минералогии — это то, что было когда-то получено в университете, а искусство — это любовь всей моей жизни. В детстве я всегда увлекалась изобразительным искусством, очень много времени проводила в иркутских музеях, если уезжала, то в музеях других городов по всему миру. И когда в стране началась перестройка, технический университет послал меня учиться за границу, и я три месяца была во Франции, потом в Италии. А когда вернулась, то подумала, что эти знания нужно применить.

 

Геология к этому моменту пользовалась не очень большим спросом у молодых людей, и я подумала, что свою любовь к искусству, любовь к камням надо обратить на открытие в новой специальности. И с согласия ректора технического университета Сергея Борисовича Леонова открыла кафедру геммологии.

Геммология — наука о драгоценных камнях и о ювелирном деле, которое с ними связано. Специальность, которую мы открыли не совсем геммологическая, она много шире и называется «Технология художественной обработки материалов». Правда, среди множества материалов мы взяли для своих студентов ювелирные материалы. Эта специальность уже двадцать второй год готовит выпускников в техническом университете. Наши выпускники могут оценивать камень, и понимать художественную значимость ювелирных изделий. Эта специальность требует хороших знаний искусства.

 

Не открыть в Сибири специальность, связанную с обработкой ювелирных камней — это просто было невозможно. Идея лежала на поверхности, надо было только наклониться и подобрать ее. У нас невероятный регион: месторождения чароита нет больше нигде в мире, лучшие нефритовые месторождения тоже у нас. Рядом читинская область, где изумительной красоты турмалины, в Якутии — алмазы. На севере Байкала аквамариновое месторождение, просто лучше не придумаешь! Ну и нефрит, конечно, визитная карточка иркутской области.

Университет дает образование, но в реальности мы учимся на протяжении всей жизнь. Знания устаревают гораздо быстрее, чем мы успеваем их приобрести, поэтому надо не бояться поменять что-то в своей жизни кардинально.

 

 

 

О ювелирном дизайне

Вопрос о том, что такое ювелирный дизайн и что такое ювелирное искусство, и чем они отличаются — очень тонкий. Потому что мы, сталкиваясь с ювелирными изделиями всегда думаем, что мы имеем дело с эксклюзивом, с чем-то абсолютно высокохудожественным. И здесь возникает вопрос, вступают ли в противоречие законы искусства и законы дизайна. На самом деле нет.

Сейчас в любом музее и в частных коллекциях есть образцы ювелирного искусства, неповторимые. К концу 19 века появилось очень много людей, которые хотели иметь необыкновенно красивые вещи.

 

 

 

Эпоха модерна охватила все страны, эта идея, что нужно сделать что-то красивое, но в то же время, с возможностью тиражирования вещей, витала в воздухе. И вот на рубеже 19-20 века родились не просто художники, а дизайнеры. Они разработали такую систему высокохудожественных изделий, которые они придумывали и, в то же время, разрабатывали технологию для воплощения своих идей.

И оказалось, что совершенно изумительные произведения искусства можно тиражировать. Ювелирные изделия не предполагают, что их нужно тиражировать тысячами штук, это не чулки и не носки. Начиная с Жоржа Фуке, Рене Лалика, с Карла Фаберже появились изделия, которые представляют собой произведения искусства, но они подразумевают и возможность тиражирования. То есть для них разработаны технологии, а раз к художественному изделию, произведению искусства еще и технология разработана, то это произведение дизайна. Только этим и отличается чистое искусство от высокого дизайна.

 

Когда-то в 19 веке Иркутск был ювелирной столицей Сибири. Ювелирное искусство в Иркутске существует более трехсот лет, оно родилось вместе с городом — как только первопроходцы поставили острог, в остроге поставили храм, который всегда предполагает ювелирные изделия: чаши, кубки, подсвечники, кресты. В 19 веке в Иркутске жило 25 кланов — Иркутские серебряники. В 19 веке работали такие мастера, изделия которых сейчас в очень многих музеях мира. Я была в австралийском художественном музее и видела там кубок, который был сделан иркутянином Павлом Фереферовым.

В ювелирном деле много ограничений, например, по Закону РФ о «Драгоценных металлах и драгоценных камнях» пять камней считаются драгоценными и не могут быть в свободном обращении. Это алмаз, сапфир, рубин, изумруд и александрит. Их нельзя просто взять с месторождения и вывезти за границу, продать.

 

О магии камней

Камень — такой привлекательный материал, что его с давних времен наделяли какими-то необыкновенными свойствами. Есть замечательный камень — аметист, розовато-сиреневого цвета, очень красивый. Так сложилось, что очень давно аметисту придавали свойства камня, спасающего от отравления. Когда-то его бросали в бокал, с вином, если у камня менялся цвет, то это означало, что там яд. А если камень не менял свой цвет, но оставался в бокале, и ты выпивал вино, то ты не пьянел.

Есть камни, которые наделяют свойствами не только магическими, но и лечебными. Очень многие люди верят, что нефрит спасает нас от болезней почек. Даже сам камень назван от греческого слова νεφρός — почка, отсюда нефрит. Насколько это помогает на самом деле, я не знаю, но если человек верит, что этот камень — его, и носит его с большим удовольствием, это удовольствие всегда поднимает ему настроение. Что может быть лучше, чем хорошее настроение, чтобы поддерживать нас в тонусе, стимулировать здоровье.

 

Партнёр проекта irkfashion.ru

 

В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.